Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) с комментариями к статьям

Статья 189. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в часть 3 статьи 189 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).


<Статья 188 | Статья 189 | Статья 190>

Научно-практический комментарий:

1. АПК 2002 г. предусматривает самостоятельную главу, посвященную рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Публичные правоотношения имеют более широкое значение, чем административно-правовые отношения как разновидности таких правоотношений, и представляют собой правоотношения между субъектами, один из которых обладает властными полномочиями и определяет порядок и условия вступления в данные правоотношения другого участника. К властным субъектам относятся государственные, муниципальные органы, должностные лица. К публичным правоотношениям, из которых возникают дела, рассматриваемые в арбитражном процессе, относятся административные, финансовые, налоговые и иные правоотношения.
К таким делам АПК 2002 г. относит, в частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23), дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 24), дела об административных правонарушениях (гл. 25), дела о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26).
Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций и их объединений, а также общественных объединений, не выступающих от имени государства, должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.
2. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, имеет существенные отличия от искового производства. Так, участники публичных правоотношений не обладают равенством в материальных правоотношениях: одной из сторон всегда выступает представитель публичного образования, обладающий властными полномочиями; основная цель арбитражного суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, - не разрешить спор о праве, а осуществить судебный контроль за законностью действий государственных и муниципальных органов и их представителей.
Так, Постановлением Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" дается разъяснение в части определения вида арбитражного судопроизводства при решении налоговых споров. Заявление налогоплательщика о признании незаконным решения (бездействия) налогового органа принимается к производству и рассматривается судом в соответствии с гл. 24 АПК РФ, заявление о возмещении НДС - по правилам искового производства с учетом положений гл. 22 Кодекса.
3. К рассматриваемой категории дел применяются общие правила искового производства с учетом особенностей, установленных нормами настоящего раздела АПК 2002 г., регулирующими производство по данным категориям дел, и другими федеральными законами, в частности КоАП. Причем последние имеют приоритет над нормами АПК РФ.
4. Большинство норм искового производства подлежит применению к делам, возникающим из публичных правоотношений, например порядок подачи заявления, принципы и порядок разбирательства дела, возможность прекращения производства по делу и др. Не подлежат применению к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, нормы о встречном иске и др.
5. Особенностью дел, возникающих из публичных правоотношений, является неравноправное положение участников в материальных правоотношениях. Вместо искового заявления по данным категориям дел подается заявление, существуют особые сроки обращения заявителей в суд и рассмотрения судом дел, возникающих из публичных правоотношений, особый порядок распределения обязанностей по доказыванию, право арбитражного суда самостоятельно осуществлять сбор доказательств и т.д.
В случае признания судом явки представителей государственных или муниципальных органов, должностных лиц и иных лиц обязательной суд откладывает разбирательство дела при их неявке. При этом арбитражный суд может наложить штраф в соответствии с гл. 11 АПК РФ.
6. В целях недопущения ущемления прав граждан путем возвращения искового заявления необходимо учитывать, что обращение в вышестоящие орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд. Это положение не распространяется на те случаи, когда закон предусматривает обязательное досудебное рассмотрение дела.
7. В ч. 3 комментируемой статьи закреплена презумпция доказывания законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органами публичной власти или должностным лицом. Это обусловлено тем, что более слабой и незащищенной стороной в правоотношениях выступает лицо, чьи права нарушены. Властвующий субъект имеет большие возможности для подтверждения правомерности своих действий.
При разграничении подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Остальные дела рассматриваемой категории подведомственны судам общей юрисдикции.