Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) с комментариями к статьям

Статья 2. Задачи судопроизводства в арбитражных судах

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в пункт 3 статьи 2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 4 мая 2010 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.


<Статья 1 | Статья 2 | Статья 3>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья определяет задачи и цели судопроизводства в арбитражных судах, которые во многом повторяют задачи гражданского судопроизводства, перечисленные в ст. 2 ГПК РФ.
Кроме того, задачи отдельных стадий судопроизводства в арбитражных судах раскрываются в специальных нормах, например ст. 133 АПК 2002 г. определяет задачи подготовки дела к судебному разбирательству.
Реализация задач осуществляется через специальные нормы.
Так, задача справедливого публичного судебного разбирательства в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом должна реализовываться на всех стадиях судопроизводства в арбитражных судах. В противном случае арбитражные суды могут осуществлять задачу защиты прав и законных интересов бесконечно, не опасаясь привлечения к ответственности за волокиту и затягивание дела. Например, подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев (ст. 134 АПК РФ). Согласно ст. 152 АПК 2002 г. дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Статья 267 АПК 2002 г. устанавливает срок для рассмотрения апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции, не превышающий одного месяца со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта. При определении данного срока не учитывается время, в течение которого заявление или жалоба оставались без движения <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". (Здесь и далее в издании использованы документы, взятые из СПС "КонсультантПлюс".)

2. Основной целью судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
К лицам, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в некоторых случаях - и другие лица, например организации, не зарегистрированные в качестве юридических лиц. Согласно ст. 1203 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. К деятельности такой организации, когда применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа отношения. Необходимо учитывать, что субъектами арбитражных процессуальных правоотношений могут быть не только граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но также и другие граждане в случаях, предусмотренных федеральным законом, например по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.
С требованиями о защите прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в арбитражный суд может обратиться не только компетентный орган, выступающий от имени соответствующего публичного образования, но и прокурор в соответствии со ст. 52 АПК 2002 г. Полномочия прокурора по защите государственных интересов в сфере экономики ограничены строго определенной категорией споров: оспаривание правовых актов (нормативных и ненормативных), признание недействительными сделок и применение последствий недействительности ничтожной сделки. В случае со сделками прокурор ограничен еще и субъектным составом участников сделки и вправе оспорить ее в суде или вступить в процесс лишь в случае, если стороной сделки являются органы государственной власти, местного самоуправления, государственные, муниципальные предприятия, учреждения, а также юридические лица с государственным или муниципальным участием (ст. 52 АПК РФ).
3. Второй задачей судопроизводства в арбитражных судах названо обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доступность правосудия - это наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих права потенциальных участников процесса на осуществление справедливого правосудия, а именно финансовых, правовых, организационных. К таким гарантиям относятся наличие необходимого числа судов, фактическая возможность обращения в суд, разумные сроки рассмотрения и разрешения дел, разумные размеры государственной пошлины и других расходов и т.д.
Доступ к правосудию тесно связан с возможностью получить квалифицированную юридическую помощь лицом, обращающимся в суд. Одним из элементов доступности правосудия является возможность обращения в суд социально незащищенных слоев населения, в частности, по делам, вытекающим из корпоративных споров. В отличие от ГПК РФ АПК 2002 г. не предусматривает возможности для прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о защите интересов граждан, не способных по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в арбитражный суд, в связи с чем можно говорить об определенном нарушении принципа доступности правосудия.
Кроме того, в АПК РФ нет нормы, предоставляющей прокурору право обращаться в арбитражный суд с иском (заявлением) в защиту неопределенного круга лиц, например акционеров и вкладчиков крупных хозяйственных обществ, банков и других кредитных организаций.
Обеспечению доступности международного правосудия посвящены отдельные нормы АПК 2002 г., в частности п. 5 ст. 144 (право арбитражного суда приостановить производство по делу в случае рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела), п. 7 ст. 311 (основанием пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам является установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека).
4. Третья задача определяется как справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом. Данное положение основывается на ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) <1>, устанавливающей право на справедливое судебное разбирательство и согласно которой каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или (в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо) при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Принцип публичности основывается на принципе гласности судебного разбирательства (см. комментарий к ст. 11) и состоит в том, что арбитражный суд рассматривает гражданские дела в открытых заседаниях. Открытое разбирательство дел - основной способ обеспечения гласности судопроизводства, все желающие имеют свободный доступ в зал судебного заседания и могут присутствовать во время процесса, фиксировать все происходящее в зале. Ограничения данного принципа предусмотрены в ч. 2 ст. 11 АПК 2002 г.
Беспристрастность суда обеспечивается институтом отвода судьи и других лиц, содействующих осуществлению правосудия. Основания, при наличии которых судья не вправе участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, перечислены в ч. 1 ст. 21 АПК 2002 г. (см. комментарий к ст. 21).
Кроме того, реализация вышеназванной задачи обеспечивается нормами Конституции РФ, в частности ст. 120 - 124.
5. В качестве четвертой задачи АПК 2002 г. называет укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах, что предусмотрено ст. 6 АПК 2002 г. (см. комментарий к ст. 6). На реализацию данной задачи направлено информационно-методическое письмо ВАС РФ от 17 апреля 1997 г. N 6 "О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики", в котором определены следующие направления деятельности судов по предупреждению правонарушений:
1) при выявлении фактов грубых нарушений закона по результатам рассмотрения конкретных дел доведение об этом до сведения органов прокуратуры для принятия соответствующих мер по предупреждению и пресечению преступных проявлений, а также по привлечению виновных к ответственности;
2) хорошая организация и четкое проведение судебных заседаний, законность и обоснованность судебных актов, принятых в установленный законом срок, своевременное и в полном объеме исполнение решений (постановлений) суда;
3) повышение уровня исполнительской дисциплины среди судей арбитражных судов. Усиление роли квалификационных коллегий в отборе кандидатов на должность судьи, проявление принципиальности при оценке поступков судей, которые в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) "при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности";
4) для повышения предупредительного воздействия судебного процесса, принимаемых судебных актов организация в необходимых случаях выездных судебных заседаний;
5) своевременное и объективное информирование общественности о деятельности суда, о решаемых им проблемах;
6) при рассмотрении судебных дел уделение особого внимания вопросам укрепления договорной дисциплины, расходования бюджетных средств, соблюдения законодательства о банкротстве, защиты прав акционеров;
7) выступление судей с сообщениями и лекциями на постоянно действующих семинарах, курсах повышения квалификации по проблемам нового гражданского и арбитражного законодательства;
8) обобщение характера споров и анализ статистических показателей.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в целях устранения их причин и условий, способствовавших их совершению, согласно ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, которое организации и должностные лица обязаны рассмотреть в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье.
6. Формирование уважительного отношения к закону и суду является пятой задачей арбитражных судов, установленной настоящей статьей, и должно иметь место на всех стадиях арбитражного процесса - от обращения в арбитражный суд до исполнения судебного акта.
7. Шестой задачей комментируемая статья называет содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Под обычаем делового оборота согласно ст. 5 ГК РФ понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1> ТПП свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.