Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) с комментариями к статьям

Статья 45. Заявители

1. Заявителями являются организации и граждане, обращающиеся в арбитражный суд с заявлениями в предусмотренных настоящим Кодексом и иным федеральным законом случаях и вступающие в арбитражный процесс по этим заявлениям.

2. Заявители пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.


<Статья 44 | Статья 45 | Статья 46>

Научно-практический комментарий:

1. Как отмечалось в комментарии к ст. 40 АПК РФ, арбитражное процессуальное законодательство, введя новые виды производства в 2002 г., помимо искового, стало использовать и новую терминологию: "заявитель" вместо "истец". По смыслу ст. 40, 45 АПК РФ заявитель - это лицо, обращающееся в суд за защитой нарушенных прав по неисковым видам производства, а именно: по делам, возникающим из административно-правовых и иных публичных правоотношений; по делам об установлении юридических фактов и по делам о несостоятельности (банкротстве).
В АПК РФ существует и другое понимание термина "заявитель": лицо, обращающееся с ходатайством или заявлением в суд. Однако в комментарии к данной статье используется первое из двух толкований понятия "заявитель".
Согласно ч. 1 ст. 45 АПК РФ заявителями являются организации и граждане, обращающиеся в арбитражный суд с заявлениями. Нормы Особенной части арбитражного процессуального законодательства конкретизируют понимание организаций и граждан.
Заявителями по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений, могут быть:
- граждане, организации и иные лица по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 192, ч. 1 ст. 198 АПК РФ). По этим двум категориям дел надлежащий характер заявителя определяется тем, нарушены ли их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возложены ли на них какие-либо обязанности незаконно, создаются ли иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми актами;
- прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК 2002 г., с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 192 АПК РФ). Аналогичное правило закреплено в ч. 2 ст. 198 АПК РФ в отношении оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;
- органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившиеся в суд с требованием о привлечении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 207 АПК РФ);
- государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции, обратившиеся в суд по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 212 АПК РФ).
Во всех приведенных случаях обращения в арбитражный суд дела должны подпадать под подведомственность арбитражного суда, т.е. быть связанными с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Применительно к привлечению к административной ответственности КоАП определяет административные составы, по которым привлечение к административной ответственности входит в компетенцию арбитражного суда.
Заявители по делам об установлении юридических фактов (по терминологии ст. 40 АПК РФ по делам особого производства) - это юридические лица и индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 219 АПК РФ).
Применительно к делам о несостоятельности (банкротстве) заявителями могут быть должник, кредиторы, иные заинтересованные лица в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 224 АПК РФ). Статья 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкретизирует данное правило: "Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы".
В ч. 1 ст. 45 АПК РФ говорится, что заявители обращаются в арбитражный суд с заявлениями и вступают в арбитражный процесс по этим заявлениям. Формулировка закона не отличается законодательной определенностью. Во всех приведенных выше случаях заявители обращаются в арбитражный суд с заявлением. Используемая терминология "вступают в арбитражный процесс" предполагает вступление в уже начатый другими лицами арбитражный процесс. Однако об этом должно быть специально указано в законе. Такое прямое указание содержится в ч. 5 ст. 52 АПК РФ, согласно которой прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности, если это дела, перечисленные в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Среди дел, перечисленных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, есть и дела, возникающие из административных правоотношений, - оспаривание нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Заявители пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, если иное не предусмотрено АПК РФ (ч. 2 ст. 45). Правильнее было бы сказать, что заявители пользуются правами истца, так как правовое положение заявителя и правовое положение истца вполне соизмеримы. Заинтересованные лица более близки (но не идентичны) по правовому положению к ответчику.
Так же как и для сторон, права и обязанности заявителя можно подразделить на: 1) общие, принадлежащие всем лицам, участвующим в деле, и перечисленные в ст. 41 АПК РФ, и 2) специальные, которыми обладают исключительно стороны согласно ст. 49 АПК РФ. Вместе с тем АПК 2002 г., другие федеральные законы могут предусматривать иное. Например, Кодекс устанавливает требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим, несколько отличающиеся от требований к исковому заявлению (ст. 193 АПК РФ); такой же подход избран законодателем и применительно к иным заявлениям по делам, в которых участвует заявитель (ст. 199, 204, 209, 214, 220 АПК РФ). Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" также предусматривает требования к заявлениям должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа (ст. 37, 39, 41). Законом могут быть внесены корректировки и относительно процессуальных обязанностей. В частности, по делам, возникающим из административных правоотношений, установлен отличный от общего подход к обязанности доказывания. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на уполномоченные орган или должностное лицо (ч. 1 ст. 65 АПК РФ), соответственно, заявитель освобождается от доказывания указанного факта.